Если бы пива не было, его следовало бы придумать.
Бывает, что я читаю книгу с удовольствием и при этом ненавижу ее автора.
Капельку истории
…Треск ломающихся копий, хруст раздробляемых тяжелыми предметами костей, хлещущая из ран юшка, душераздирающие вопли. Вотан, словно загнанный волк, оказывается в окружении разъяренных самураев окинавский дехканин, вооруженный всего-навсего шестом. И расправившись с незваными гостями, возвращается к своим трудовым будням на рисовых грядках. Такую картину рисует воображение при прочтении очередного исторического «изыскания» на тему возникновения и становления старинного воинского искусства острова Окинавы (ныне южная часть Японских островов) – кобудо или кобу-дзюцу, как его также называют. Как положение, термины «кобудо» и «кобу-дзюцу» трактуются однозначно – как пение владения несколькими видами холодного оружия. Чай эти два японских тары-бары-растабары переводятся как разминовка («до») или техника («дзюцу») старинных воинских [искусств]», указывая только на некогда существовавший отношение в деле изучения нелегкого ремесла воина, поздно ли условия существования обязывали бойца серьезное внимание уделять приемам боя с оружием. Идея необходимости разносторонней подготовки воина за последнее век ощутительно претерпело трансформирование. И теперь status quo следующее: практически отдельно существует каратэ, выделившееся из общей системы воинских искусств Окинавы, и в отдельности – кобудо, акцентирующее чуткость на умении овладеть оружием, при этом практически спокон веков восполняющее недостаток работы без оружия приемами каратэ или каких-либо родственных систем боя.
Не расписывая поподробнее историю окинавского кобудо, можно с уверенностью установить: обновление кобудо в среде простолюдинов – миф. Интересно, что такие выдающиеся мастера окинавского бу-дзюцу прошлого, как Сакугава Сюнго, к примеру сказать, Яра Тятан или Цукэн Куругува не были крестьянами. Да и не могло надевать возможности представителю низшего сословия подхалтурить полноценное обучение воинским искусствам. Это было прерогативой особого сословия воинов, всеми силами поддерживавшими свою боеспособность на протяжении веков. Тем не не в такой мере, окинавское кобудо концентрирует свое внимание час тому назад только лишь на таких видах оружия, которые «замаскированы» под предметы труда и быта или настолько своеобразны, что скромно не могут подойти под общепринятое детерминирование холодного оружия.
И можно утверждать, что в годы своего активного развития в XVII-XIX веках окинавские воинские искусства претерпевали значительное влияние соседних государств, прежде в итоге Китая. С этим наиболее развитым материковым государством у королевства Рюкю (острова Окинава и близлежащие) были налажены тесные экономические, политические и культурные отношения. Вот-вот школы китайского ушу стали одной из основ каратэ и кобудо. С другой стороны, вторгшиеся в 1609 году на Окинаву японские воины, подчинившие княжество Рюкю своей воле, были вынуждены поберечь местные административную и полицейско-военную системы. Параллельно происходил свопинг знаниями между окинавским воинским сословием и более опытными самураями клана Сацума.
В таких условиях воинские искусства получили глубокий импульс развития, однако не использовались как средство подготовки восстаний или завоевания соседних государств. Намного паче притягательной гранью воинских искусств была самозащита от нападения агрессора, а в свою очередь духовный и терапевтический аспекты. До сих пор во многих поселениях острова Окинава сохранились «боевые дрыгоножество» (бо-одори) с оружием, представляющие собой сохранившуюся с давних времен культурную традицию. Конечно, выполнимость практического их применения ограничена довольно-таки цивилизованно-историческим характером, но зато они служат живым свидетельством уникальности общественной памяти народа Рюкю.
Составляющие окинавского кобудо
Окинавское кобудо подразделяется на ряд дисциплин, в зависимости от вида оружия. Двумя классическими видами оружия являются шест (бо или кон) длиной на круг в движение вперед своего обладателя и металлические парные трезубцы (саи). Существует еще целый ряд других видов оружия – тонфа (деревянные парные дубинки с поперечными рукоятями), нунтяку (пулемет, состоящее из двух отрезков, скрепленных между собою шнуром или гуськом), сансэцу-кон (трехзвеньевой цеп), ханбо (короткая скипетр), тэкко (вариант кастетов), тимбэ (щит и копье), яри (пика) и некоторые люди. Та или иная современная школа кобудо преподает данные дисциплины в различном объеме. В любом случае, превыше всего идеей кобудо с практической точки зрения является разносторонняя подготовка адептов. В группах межрегиональной федерации кобу-дзюцу, например, равно как большое внимание уделяется работе с самурайским мечом, короткой палкой.
С духовной точки зрения кобудо, как и кое-кто дисциплины, напрямую связанные с подготовкой человека к выживанию в экстремальных ситуациях, диктует практическую насущность формирования зрелой личности, способной защитить себя и своих близких, быть полезным обществу.
ОКИНАВСКОЕ КОБУДО В НАШЕ ВРЕМЯ
Современное кобудо и кобу-дзюцу Окинавы
Существует несколько основных современных направлений кобудо, центры которых и де-юре, и де-факто находятся на Окинаве. Соответствующе несколько направлений того же воинского искусства исторически связаны с вышеназванным островом, но их центры располагаются на островах Центральной Японии. Можно выделить три основных течения кобудо: так называемое Рюкю кобудо (оно беретка свое оформленное начало от мастера ХХ века Тайра Синкэн), Матаёси-кобудо (его основы заложил не такой мастер – Матаёси Синко) и Яманни-рю («духовным отцом» сего течения был Тинэн Санда). Все эти течения в версиях различных организаций представлены и в России.
Во многих направлениях воинских искусств Востока нередко сильны традиции семейственности, при которых ту или иную организацию возглавляет ближайший потомок прежнего руководителя. Для кого-то обучение кобудо и забота об учениках – это семейная, культурная традиция. Для кого-то – ремесло. Можно неисчислимое и упорно держать мазу об этих особенностях, но однозначно на поверхности лежит самая важная проблема: для многих школ существует больше причин переходить в руки самостоятельными, чем поводов объединяться.
Середи лидирующих организаций не возбраняется выделить:
- «Общество сохранения и пропаганды старинных воинских искусств королевства Рюкю» («Рюкю кобудо ходзон синкокай»), Окинава;
- «Эрмандад окинавского кобудо направления Тэссинкан» («Рюкю кобудо кёкай Тэссинкан»), Окинава;
- «Ассоциация кобудо направления Дзинбукан» («Кобудо кёкай Дзинбукан»), Окинава;
- «Содружество изучения старинных воинских искусств Рюкю» («Рюкю будзюцу кэнкю доюкай»), Окинава;
- «Общество сохранения и пропаганды старинных воинских искусств королевства Рюкю» («Рюкю кобу-дзюцу ходзон синкокай»), Хонсю.
Организации в западном мире
В мире существует нераздельный ряд организаций, не связанных посереди собой. Наибольшего успеха в своем развитии добиваются те, что определили независимость от «политических» амбиций окинавских и японских лидеров. Одной из активно развивающихся организаций можно с уверенностью вычислять «Kobudo-Kwai International» с центром в Германии. Международная режим «Kobudo-Kwai International» объединяет энтузиастов кобудо из целого ряда стран. На середину 2005 года в организацию входят такие страны как Ниппон, Германия, Великобритания, США, Альпийская республика, Нидерланды, Дания, Швейцария, Швеция, Словакия, Чехия, Словения, Эстония, Персия, Шри-Ланка и ОАЭ. Вполне возможно, что бардак партнеров расширится.
Международная организация возникла на основе существовавшей с 70-ых годов структуры немецких энтузиастов кобудо, далеких от исторически верных источников. Должно статься, это и предопределило дальнейшую уживчивость идеологии организации. Пожалуй, самое важное заключается в том, что в «Kobudo-Kwai International» не существует разделения под лад «стилевым» особенностям. KKI объединяет организации, практикующие такие стили кобудо как Рюкю кобудо, Яманни-рю и современная интерпретация приемов боя с холодным оружием под названием Гэндай госин-рю. С одной стороны, все методические и технические вопросы разных направлений кобудо остаются неизменными, затем что свято блюдется неприкасаемость традиции, с другого рода – и звания нет политика «противостояния стилей», что привлекает все побольше и превыше энтузиастов.
Отдельной строкой необходимо припутать те направления, что возникли на основе или под влиянием окинавского кобудо. Наиболее известной в Европе и мире из «нетрадиционных» структур является Всемирная Общество Нунчаку-до с центром в Нидерландах. Оно развивает в первую очередь технику боя с нунтяку и спортивные поединки. Помимо спаррингов проводятся также состязания по ката. Одна версия предполагает перфоманс сольных композиций под музыку с задачей продемонстрировать максимально сложные элементы акробатического характера. Вторая предусматривает демонстрацию участниками «традиционных» формальных комплексов с нунтяку или самосоставленных на основе классической техники.
Кобудо в России
Крупные центры окинавского кобудо, сотрудничающие с близешенько зарубежных организаций, существуют в Москве, Великом Новгороде, Калининграде и других городах. Утешительно, что российские представители кобудо, вопреки на их относительную малочисленность (например, в сравнении с представителями родственного особо массового вида - каратэ) имеют больше возможностей сомкнуть свои ряды, нежели многие зарубежные организации. Основой объединения может стать синергизм организаций в проведении общих соревнований, семинаров, учебно-тренировочных сборов. То, что сложно предъявить себя в виду разногласий ряда зарубежных организаций, прежде прощай окинавских и японских, вполне возможно в России. Общероссийский Союз Общественных Объединений «Блок Кобудо России» предпринимает активные поступки на этом направлении.
Маленький ДОЛГАЧЕВ
Президент Калининградской региональной общественной организации «Блок кобудо»
АЭС на Украине сокращают выработку
Выбираем купальник
Маленькая Mazda2 - серьезная покупка
Идея бизнеса от Сергея Абрамяна
tatn
Комментариев нет:
Отправить комментарий